Сайт группы «Дружная семейка»

«Байкал- жемчужина Сибири»

 Консультация для родителей 

Если Сибирь часто называют драгоценной диадемой России, богатой и сказочно красивой, то озеро Байкал, несомненно, самая прекрасная жемчужина этой диадемы.

Невольное волнение охватывает человека, когда перед его взором открывается огромное зеркало озера, обрамленное лесистыми хребтами со сверкающими снежными вершинами. С острогов этих гор можно любоваться богатством и разнообразием красоты Байкала, их чудесными переливами.

В 1980 г. через Байкал проезжал великий русский писатель А.П. Чехов. Озеро поразило своей красотой. Он писал родным «Байкал удивителен и недаром сибиряки его называют не озером, а морем ...».

Байкал вбирает в себя 330 рек, а отдает лишь одну - красавицу Ангару. Вода Байкала необычна чиста и прозрачна. Богата фауна Байкала - в озере насчитывается около 1800 видов живых организмов. В озере есть породы рыб, не встречающихся не в одном другом водоеме мира. Это глубоководная рыба голомянка. Без чешуи, с плавниками,похожими на крылья бабочки, она почти целиком состоит из жира. Жир голомянки высоко ценится в народной медицине. В озере водится байкальский тюлень - нерпа,имеющая прекрасный мягкий мех.

Вся территория Байкала принадлежит Баргузинскому заповеднику, основанному более 60 лет назад для охраны и разведения соболя. Здесь обитают еще 35 видов зверей: бурый медведь, росомаха, рыси, лоси, барсуки, горностаи, хорьки и др. Разнообразен и богат птичий мир.

Район Байкала -прекрасное место для тех, кто любит покой и красивые пейзажи.

В декабре 1996 года озеро Байкал было включено в список природных объектов Всемирного Наследия. Но уз Участка Всемирного Наследия было исключено пять населенных пунктов (Северобайкальск, Селегинск, Байкальск, Слюдянка, Калтук) из-за неблагополучной экологической ситуации вокруг Байкала.

Основные этапы возрастания антропогенного воздействия на экосистему Байкала;

Резкое увеличение поступления загрязняющих веществ с водами реки Селенги.

Подъем уровня вод Байкала со строительством Иркутской ГЭС, поступления загрязняющих веществ вследствие размыва берегов.

Строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, увеличение численности населения на берегу озера (увеличение сброса сточных вод).

Байкал -уникальное явление природы. Как природный объект он представляет громаднейшую ценность для всего человечества. Очень хочется, чтобы эта ценность осталась нашим потомкам в чистом виде. И чтобы наши внуки также гордились как мы.

Та земля, где с детства даль за далью

Я прошел,проехал, проскакал,

-Та земля зовется Забайкальем

-Славным твоим именем, Байкал!

 

Уважаемые родители!

Предлагаем вам несколько идей,которые можно реализовать в пределах дома по тематической неделе «Озеро Байкал». Они помогут провести время с интересом и вам, и детям.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Запомни и повтори (формирование обобщающих понятий)

Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.

Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы.

Карп, карась, плотва — это озерные рыбы.

2. Вопросы –ответы (образование притяжательных прилагательных)

Чья голова? — Это рыбья голова.

Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.

Чье туловище? — Это рыбье туловище.

Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.

Чей хвост? — Это рыбий хвост.

Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.

Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.

Чьи кости? — Это рыбьи кости.

3. Игра«Рыболов» (согласование числительных с существительными)

Педагог показывает детям цифру (от 1до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) испрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?». Дети отвечают: «Рыболов поймал двух сомов. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного осетра» и т. д.

4. Скажи правильно

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

5. Упражнение«Рыбалка»

Мы поймали много рыб:

Не одного сома, а много … сомов

Не одну щуку, а много …

Не одного карася, а много …

6. Сколько рыб поймал каждый из ребят?

Цель: согласование количественных числительных с существительными в винительном падеже

 Пальчиковые игры

Ссора рыб

Окунь, сом, лещ, язь, карась  Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб.

Обругали щуку всласть. Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку.

Щука долго их терпела, Мизинец правой руки то прижимается костальным пальцам, то отводится от них.

А потом взяла и съела. Пальцы правой руки обхватывают все пальцы левой руки.

 

Рыбы

Десять рыб поймали мы –

В речке плавали они.

Лещ, плотва, налим, карась,

Окунь, щука, сом, ерш, язь,

А десятый угорь был,

Он сорвался и уплыл.

 

Рыбки

Рыбки в озере живут, Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг кдругу (рыбка).

Вверх и вниз они снуют.      Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз.

По команде «Раз, два, три»

Выпускают пузыри.   Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь).

И кружатся, и шалят, Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу-вверх.

И хвостами шевелят. Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.

 Пошевелить кончиками пальцев.

 

Игровая деятельность Выучи наизусть

БАЙКАЛ
Я с детства мечтал о Байкале,
И вот я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал,
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.
В. Киселёв
На огромной белой льдине,
Тюлень лежит, под небом синим,
Силы копит и жирок,
Он в этом деле знает толк!
На скалистом берегу,
Лежбище тюленей,
И лежат они под Солнцем,
Отдыхая млея.
Кто-то ластами стучит,
Кто-то чешет брюшко,
Кто-то на других ворчит,
Кто-то молча слушают!
На льдине холодной,
Тюлень отдыхает,
И ветер снегами,
Его заметает.
Усталость сковала,
Он много проплыл,
Теперь отдыхая,
Глаза он прикрыл.
И толстая кожа,
Сильные ласты,
Тюленя не раз,
Спасут от опасности! Леонов В.А.

«Секреты чистой воды»

Экспериментирование «Делаем облако»

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).  Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в ней водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь?  Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Надеемся, какие-то из наших идей  придутся по вкусу вам и вашим деткам! И помните: в дошкольном возрасте привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью ребенка является игра. Поэтому, если взрослые хотят занять ребенка, помочь ребенку в его развитии, они должны любую деятельность с ребенком превращать в игру.

8 октября 2022 в 15:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.