Сайт группы «Дружная семейка»
«Вспитываем девочек, воспитываем мальчиков»Консультация для родителей Цель: повышение компетентности взрослых в вопросах полового воспитаниядетей.План: 1. Проблема полоролевого воспитания детей. 2. Особенности воспитания девочек и мальчиков. 3. Как правильно воспитывать девочек и мальчиков. В дошкольном возрасте закладывается фундаментальная основа личности.Упустить это время – значит облечь будущее своего ребёнка на неопределённыеценностные ориентиры. Мы не имеем права это допустить! Проблема воспитания и обучения ребенкав соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы сдетьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционныхстереотипов мужского и женского поведения. Какими будут наши мальчишки идевчонки, когда вырастут? Какие личностные качества у них будут сформированы,какие способности и задатки в них будут развиты, зависит от нас с вами,взрослых, окружающих детей. Некомпетентность взрослых ввопросах полоролевого воспитания может нести в себе ошибки в воспитаниимальчиков и девочек. Нам необходимо понимать, что уже к 3-4 годам ребёнокусваивает свою полоролевую принадлежность. Он уже знает, кто он, но не совсемчётко понимает, какое содержание закладывается в это понятие. Пониманиеприходит к ребёнку под воздействием взрослых. Мы, взрослые, чаще прощаеммальчикам проявление агрессии, а девочкам – проявление слабости. Наблюдая засовременными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными игрубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многиедевочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешатьконфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабыфизически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствуеткультура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так жевызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полуребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, впроцессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределятьобязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти напомощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешатпомогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго дополового созревания и откладывает определенный отпечаток на их чувства,сознание, поведение. Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят,слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, аглавное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж,конечно, не так, как мы - взрослые. Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками проявляются уже в первыемесяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстреемальчиков развиваются как в физическом, так ипсихологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить.В среднем к трем годам и мальчики и девочки с помощьювзрослых уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей ивзрослых. У девочек ужев раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства»,проявляющийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении ккуклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения сдругими людьми. Чем они становятся взрослее, тем сильнее возрастает их интереск внутреннему миру человека, его переживаниям, его поведению. Девочки интересуются тем,что их непосредственно окружает: обстановка,одежда, посуда и т. п. Девочки дольше общаются с мамой, сильнеепривязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее, по сравнениюс мальчиками, более аккуратны, бережливы,добросовестны. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они остреереагируют как на поощрения, так и на порицания. У девочек сильнееразвито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность.Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке,чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Круг познавательных интересов ихменее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов оничаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики любят читать, занимаются музыкой. Семейное воспитание мальчиков,имея много общего с воспитанием девочек,тем не менее, обладает своими специфическими чертами, которые непосредственнообусловлены физическими и психологическими особенностями представителеймужского пола. Представители мужского пола обладают большей физической силой посравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованы, менеетерпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Мальчиков обычно интересуют самыеразнообразные проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающейдействительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенныепроисшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой,физкультурой и спортом, любят подвижные игры, охотно занимаются физическимтрудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем, они не оченьлюбят заниматься самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простыхжитейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. В силу половых особенностей, мальчиков воспитывать несколькосложнее.Успеваемость в школе у них несколько ниже по сравнению с успеваемостью девочек. Подвлиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходстваперед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также вдальнейшем и на супружеской жизни. И для мальчика, и для девочки необходимо общение,забота и внимание обоих родителей. Слова и дела родителей –пример для ребенка. Мама и папа правильно поступают, если они (независимо от того, хотели они мальчика или девочку) невысказывают своего недовольства полом ребенка, так как за счет этогообеспечивается гармоничное врастание ребенка в его половую роль в качествемужчины или женщины. Необходимо привлекать ребенка к реально ценным занятиям,учитывать его склонности и интересы. Достаточно включить сына или дочь в кругсемейных обязанностей. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое вжизни, в том числе – в человеке противоположного пола, не именно с точки зрениякрасоты физической. Полезно попытаться показать ребенку высокое и духовное вчеловеке, то, как оно проявляется в поведении и поступках. Родители часто задумываются, какправильно воспитывать мальчиков и девочек. Отличается ли их воспитание, или дети есть дети, и никакогоособого подхода не надо? Психологи на этот вопрос отвечают однозначно: воспитание мальчиков идевочек, безусловно, должно быть разным. Прежде всего, потому, что у нихсовершенно разные психологические особенности. А ещё потому, что в любомвозрасте мальчики требуют к себе значительно больше доверия, а девочки ждут отокружающих большей заботы. Мальчики будут благодарны вам за предоставление им самостоятельности. Адевочки более беспомощные и всегда нуждаются в поддержке. Эти важные моментынеобходимо учитывать, воспитывая детей. Например, воспитывая мальчика, надопомнить, что ему необходимо предоставлять возможность добиваться много самому,без помощи взрослых, и тогда мальчик приобретает такое необходимое мужскоекачество, как целеустремленность и уважение к себе. Если взрослый предлагаетмалышу мужского пола помощь, то он это расценивает как неуверенность в егосилах и изначально очень этому сопротивляется. А вот если помощь предлагатьдевочке, то она с удовольствием её принимает и расценивает как проявление любвик ней. К сожалению, женское воспитание (а именно женщины больше занимаютсявоспитанием детей, они сидят с ними в отпуске по уходу, потом в детском саду ишколе детей воспитывают преимущественно женщины), накладывает отпечаток наформирование мужских качеств у мальчиков. Излишняя забота со стороны мам ибабушек делает будущих мужчин слабыми. И напротив, если девочку воспитываетмужчина и предъявляет к ней завышено жесткие требования, то девочка начинаетсомневаться, что её любят, и пытается заслужить к себе любовь. А в дальнейшемэто приводит к тому, что она не может строить отношения с мужчинами, и у неё нескладывается личная жизнь. Поэтому надо четко запомнить, что мальчики вырастут настоящими мужчинами справильно сформированными мнением о себе, только если их воспитывать,основываясь на доверии. А девочки будут женственными и уверенными в себе приусловии, что их воспитание будет построено на основе заботы и внимания. Ну и конечно, не стоит забывать, что мальчики и девочки должны быть увереныв том, что их любят. И тем и другим необходима постоянная поддержка, каждомусвоя, особенная. И тогда у детей будет внутренняя защищенность, которая поможетим быть хорошими людьми, любящими своих родных и близких. А теперь, несколько важных советов: v Мальчикам надо чащеговорить, что вы верите в них. Признавать их достижения. v Девочкам необходимознать, что их любят просто так, и такими, какие они есть. v Мальчики должны бытьуверены в том, что они всего достигнут в жизни, и эту уверенность в них надовселять путём постоянных похвал. v Девочки и так уверены втом, что у них всё получится, поэтому их надо учить быть реалистками, а нелетать в облаках. v Мальчикам для достиженияцели необходима чёткая мотивация. v Девочкам нужна реальнаяподдержка и помощь. v Мальчиков надо учитьоказывать поддержку и помощь окружающим - это поднимает их авторитет в своихсобственных глазах. v Девочки интуитивнонадеются, что им обязательно кто-то поможет, и их надо мягко "спускать наземлю" и учить искать выход из затруднительных ситуаций. …Весь процесс воспитания ребенкаважно рассматривать как обучение тому, в какие игрыследуетигратьикаквнихиграть. В Федеральных государственныхобразовательных стандартах Дошкольного Образования игра рассматривается какважное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игрузафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). Наш детский садпридерживается цели игровой технологии - не менять ребёнка и не переделыватьего, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а датьвозможность «прожить» в игре волнующие его ситуации приполном внимании и сопереживании взрослого. Поэтому модель педагогического процессаследует выстраивать через применение игровых технологий в образовательномпроцессе, чтобы при обучении и воспитании осуществлялся дифференцированныйподход к мальчикам и девочкам, как при общении с ними, так и при организации и руководстверазличными видами деятельности. Игровая технология включает в себя: -Игровыетренинги -Сюжетно-ролевыеигры -Театрализованныеигры В игре можно увидеть, как заметноразличаются мальчики и девочки. Девочки предпочитаютигры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные,наполненные движениями. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важнойпедагогической задачей является преодоление разобщённости между ними иорганизация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действоватьсообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают насебя мужские роли, а девочки – женские. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организациейпредметно-развивающей среды. В группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подбираются сучетом полового признака. Мальчикам физиологически нужно большепространства для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулироватьсвою силу. Нужно предоставить им это пространство иследить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научитьиграть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков исоздать для этого соответствующие условия. Девочкам для игр требуется меньшеепространство. Организуя игровую среду, нужно иметь это в виду. Желательно,чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают рольмамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количествокукол, колясок и прочих атрибутов. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитиюпредставлений ребёнка о своём поле. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчикови женственности удевочек помогают и такие средства воздействия, как художественноеслово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женскихкостюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации, посредствомнародных игр, сказок, пословиц, поговорок. Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены нетолько требования народной морали, но ещё даны образцы нравственногоповедения. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви кземле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым. Одним из эффективных средствсоциализации как для мальчиков, таки для девочек является изобразительноеискусство. В своих рисункахдети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейныхотношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Одежда», «Я сам» и т.д.). Игра - интересна и значима для ребёнка. Хотим познакомить вас с игрой, на примерекоторой могут быть использованы игры для социально-коммуникативного развитиянаших воспитанников. Игра «Волшебный цветок» (с детьмимладшей группы) 1-й вариант. «За что нам нравятся мальчики (девочки?» Цели: воспитывать культурувзаимоотношений между мальчиками и девочками;формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные,вставляются в серединку. Ход игры: можно проводить игру индивидуально с ребёнком, можно сгруппой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все детидружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагаетсясобрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребёнкувзять лепестки назвать хорошее качество девочки или мальчика.Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки ссерединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу. Итак, девочек и мальчиков следует воспитыватьпо-разному, потому что они испытывают разные чувства и переживания, по-разномуговорят и молчат. Нам, взрослым, важно принимать их такими, какими их создала природа.Мы можем только помочь раскрыть в них заложенный потенциал. А вот удастся лисохранить, раскрыть, развить задатки в ребёнке, не повредить, не сломать -зависит только от нас с вами. Вспомните, как вы реагируете, когдамальчик начинает плакать. Чащевсего мы говорим: «Прекрати, ты же мальчик. Мальчики не плачут!» А что мыговорим, когда девочка начинает кричать или драться. Вспоминаете? «Ты жедевочка! Разве так можно?» И куда, по вашему мнению, ребенку девать свой гневили слезы? Ведь они есть. Они уже возникли.
Поэтому можно приучать мальчиков и девочек к выполнению определённых правил,соответствующие полу ребёнка. Правила длямальчиков: · Мальчики должны быть внимательными и предупредительнымипо отношению к противоположному полу; · Можно подать пальто или куртку; · Пропустить впереди себя в дверях; · Уступить место, стул; · Помочь перейти скользкое место; · Защищать, если обижают; · Помочь собрать игрушки; · Донести тяжёлые вещи. Правила для девочек: · Уметь принимать помощь и внимание мальчиков; · Благодарить или вежливо отказаться; · Помогать мальчикам убирать игрушки; · Убирать в комнате, вытирать пыль; · Следить за внешним видом и одеждой. Предлагаем родителям определённые рекомендации повоспитанию девочек и мальчиков. Рекомендации по воспитанию девочек: · Важны доверительные отношения между родителями иребёнком. Родителям необходимо подчёркивать тёплые отношения между собой; · Отец должен находить время на общение с дочерью,относиться к ней с уважением и благожелательностью; · Уважать личность дочери, формировать позитивнуюсамооценку; · У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»,вестись разговоры по душам; · Забота друг о друге должна проявлять в уважительномотношении к старшему поколению; · Девочку нужно привлекать к «женским» домашним делам,передавая ей секреты своего мастерства; · Девочка всегда должна чувствовать, что она может доверятьсвоим родителям, что они всегда готовы понять и разделить её чувства, желания инужды; · Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагаяей помощь, вы даёте ей понять, что о ней заботятся; · Восхищаться девочками, такими, какие они есть; Рекомендации по воспитанию мальчиков: · Папа, разговаривая с сыном, должен соблюдать спокойныйтон; · Мальчикам нужно чаще разрешать что-то за хорошийпоступок, нужно реже запрещать; · У мальчиков должны быть естественные проявления эмоций,нельзя его ругать за слёзы; · Маме нужно чаще доверять воспитание сына папе, он лучшечувствует, как воспитать мужчину; · Формировать в мальчиках чувство ответственности; · Обязательно поощрять желание делать в доме мужскуюработу; · Обязателен телесный контакт; · Мама заботится о мальчике, папа формирует мужчину; · Мальчику следует проявлять больше доверия. В любом случае,решение всегда остается за родителями и напрямую зависит от цели воспитанияребенка. Родителям стоит четко решить для себя, какими они хотят видеть будущеесвоего ребенка, спрогнозировать все возможные проблемы, с этим связанные.Помните, что крайности не есть хорошо, лучше бы придерживаться правила золотойсередины. Ведь смешивая одно с другим, получаем боле адаптированный вариантповедения, следовательно, приспособленности к внезапно меняющимся условиямжизни. Дорогие мамы и папы! Желаем Вам успехов и приятных минут общения с Вашимидетьми! 20 сентября 2023 в 03:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.